Людмила Гурченко родилась в 1935-ом в украинском городе Харькове. Отец народной артистки был русским и происходил из рода потомственных смоленских крестьян.
Мама Людмилы Марковны тоже была русской, но дворянского происхождения, из очень известной семьи Симоновых. Именно из этого древнего рода вышли такие отцы церкви, как преподобный Кирилл, епископ Ростовский Федор и прославленный наставник молодежи, иеромонах Сергий Радонежский. Так что Людмила Гурченко, несмотря на украинское звучание своей фамилии, русская.
Жизненный путь
Все детство и юность будущей звезды прошли в родном Харькове. Ее отец был очень музыкален, пел и играл на баяне в местной филармонии. Именно он привил дочери любовь к музыке и стал причиной появления ее большой мечты стать артисткой. Людмила Марковна всегда питала особую привязанность и уважение к своему отцу, который помог найти призвание в жизни. В 1941-ом он ушел добровольцем на фронт, несмотря на инвалидность и преклонный возраст.
Когда Харьков оккупировали фашисты, семья Гурченко голодала. Чтобы прокормить себя и маму, Людмила Марковна пела немецкие оперетты перед захватчиками. После освобождения города она пошла учиться в Харьковскую гимназию и заодно музыкальную школу. По окончании обеих в 1953-ем Гурченко с твердым намерением стать артисткой поехала покорять Москву. Несомненный талант обаятельной девушки нельзя было не заметить. Абитуриентку приняли во ВГИК.
Начало сценической карьеры
Первые небольшие роли в спектаклях «Кето и Котэ» и «Западня» помогли Гурченко раскрыться, как актрисе, но известности не принесли. Звездный час настал после выхода на экраны умопомрачительно знаменитой в то время «Карнавальной ночи». Этот фильм Эльдара Рязанова побил все рекорды проката, а лучезарно улыбающееся лицо Леночки (героини Гурченко) не сходило с афиш.
Роль была колоссальным успехом для такой юной актрисы, но одновременно и проклятьем. Типаж юной хохотушки, счастливой и беззаботной, накрепко «прирос» к Гурченко. Другие режиссеры не хотели ее брать на серьезные роли. После головокружительного всесоюзного успеха Людмилу Марковну ожидали долгие, мучительные 10 лет забвения. Она практически не снималась, тяжело ощущая, как уходят лучшие для женщины в кино годы.
Этому еще больше поспособствовал ее отказ в 1957 году от сотрудничества с КГБ. Тогда в Советском Союзе проходил Фестиваль молодежи и студентов. Многих певцов и актеров вербовали спецслужбы для слежки за иностранными и советскими гражданами. Гурченко не захотела этим заниматься, за что и стала объектом целенаправленной травли в кинематографических кругах. Актрису понемногу снимали, но очень мало, что при ее энергии равносильно периоду застоя.
За 15 лет (1958-1973) Гурченко снялась всего в 9-ти лентах; да и те почти не известны широкому зрителю. Среди этих картин: «Нет и да», «Табачный капитан», «Гулящая», «Роман и Франческа» и пр. В этот период Людмила Марковна также немного играла в театре «Современник».
Новый виток
Прорыв в творческой биографии Гурченко произошел после фильма «Старые стены» (1973). Актриса сыграла в нем серьезную драматическую роль женщины-директора крупного предприятия. Многие режиссеры снова обратили свой взор на Людмилу Гурченко, благодаря чему состоялись ее самые яркие роли в фильмах «Соломенная шляпка», «Рецепт ее молодости», «Сибириада», «Мама», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Аплодисменты, аплодисменты», «Гардеарины 3» и многих других.
Новый виток карьеры принес актрисе колоссальную любовь зрителей и признание официальных властей. В 1969-ом она стала Заслуженной, в 1977-ом — Народной артисткой Советского Союза. Помимо этих званий Людмила Марковна — обладатель рекордного количества государственных премий и орденов.
Актриса состояла в нескольких браках, но имела только одну дочь (Мария Королева), поскольку все свое время отдавала кино, театру и музыке. Гурченко играла на театральных подмостках, снималась в кино и музыкальных клипах, пела, танцевала, давала интервью на телевидении и пр. Умерла народная артистка в 2011 году от сердечной недостаточности. Похоронена на Новодевичьем кладбище.