ЧТО ПОДОРОЖАЕТ
К повышению тарифов с 1 июля все уже привыкли. Правда, мало кто понимает, что означают все эти проценты и откуда берутся. Итак…
Коммунальные платежи.
Они вырастут в среднем по стране не более чем на 4% (чуть ниже объясним, почему именно на столько). Это, подчеркнем, в среднем. Для каждого же отдельного региона установлен свой максимальный процент возможного повышения. Москва, например, обязана уложиться в 7% (на деле с 1 июля будет 6,7%), а Новосибирская область — в 4%. Самая скромная планка для максимального роста тарифов установлена в Северной Осетии — там они могут вырасти не более чем на 2,5%.
Откуда берутся эти циферки? Напомним: рост тарифов на коммунальные услуги у нас регулируется государством. Но правительство утверждает не тарифы, а максимальный потолок (в процентах), выше которого регион прыгнуть не имеет права. Конкретные же значения (в обозначенных правительством пределах) рассчитывают и согласовывают региональные комиссии на местах. И еще важный момент: этот утвержденный процент — хоть федеральный потолок, хоть местный реальный — это средний показатель.
— Отопление, например, может подорожать больше утвержденного процента, а электричество — меньше, — объяснил на Радио «КП» Андрей Костянов, заместитель исполнительного директора «ЖКХ Контроль». — Учитывается не плата за ту или иную услугу отдельно, а совокупный платеж за коммунальные услуги, вот он в среднем должен увеличиться не более чем на утвержденный процент.
А среднеарифметическое всех этих процентов по регионам не должно превышать инфляцию. Таков закон. Именно по этой причине взялись нынешние «не больше 4%» роста ЖКХ по стране — примерно такой, по расчетам правительства, предполагается инфляция по итогам 2017 года.
Эта запутанная арифметика касается именно коммунальных услуг: электроэнергия, газ, горячая и холодная вода, канализация, отопление. А в платежке есть же еще и услуги жилищные. Они в «средних» для страны 4% не учитываются.
Капремонт.
В некоторых регионах он тоже подорожает. Например, в Москве — с 15 до 17 рублей в расчете на квадратный метр квартиры. Это больше 13 процентов! Нарушение? Оказывается, нет. Капремонт считается жилищной услугой, а не коммунальной. Поэтому к тем процентам, о которых рассказано в предыдущей главке, он отношения не имеет. Более того, никаких ограничений по росту жилищных услуг нет.
Во многих областях тариф на капремонт подняли еще с Нового года (в столице тогда не поднимали). Например, в Архангельской области он вырос с 6,66 руб. до 7,16 руб., а в Приморье — с 6,57 руб. до 7,10 руб.
Содержание и ремонт жилья.
Это тоже не коммунальная, а жилищная услуга. Подорожать она может в принципе с любой даты — в том числе и с 1 июля.
— Все зависит от того, что записано в договоре управления конкретно вашим многоквартирным домом, — поясняет Андрей Костянов.
Вот здесь эксперты советуют проявлять особую бдительность и проверять, не повысили ли вам этот платеж «неурочно». Если у вас нет копии договора управления, обратитесь в свою управляющую организацию (ТСЖ, УК — в зависимости от того, с кем заключен договор) и попросите посмотреть этот документ. Если то, что вы видите в платежке, с положениями договора не сходится, жалуйтесь в жилищную инспекцию.
ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ КОММУНАЛЬЩИКОВ
С 1 июля должна заработать давно обещанная государственная информационная система ЖКХ (исключение — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, они перейдут на новую систему с 2019 г.). Всевозможные жилищные и коммунальные организации новшеством крайне недовольны, поскольку на новый портал в открытый доступ они должны выкладывать массу информации, которую раньше предпочитали не светить.
— Когда появился официальный портал госзакупок, стало понятно, что у нас с ними происходит. Потому что вся информация открыта и всем желающим видна. То же самое предполагается сделать и с ЖКХ, — так презентовал новую систему журналистам замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев.
Если все будет работать так, как предполагается, то у граждан появятся новые возможности.
1. Через личный кабинет в ГИС ЖКХ можно будет посмотреть всю историю начислений и своих платежей за жилищно-коммунальные услуги — всех в одном месте. И по желанию — через этот кабинет и оплачивать. И видеть все свои долги, если они есть. В некоторых городах эта функция действует, в Москве, например. Предполагается распространить такую возможность по всей стране. В итоге, как ожидается, в принципе будут исключены ситуации, когда человек только от пограничников узнает, что на нем висит застарелый коммунальный долг, — потому что где-то когда-то потерялась какая-то квитанция.
2. Там же, в личном кабинете, можно будет увидеть (во всяком случае так обещают) все договоры и акты приемки работ по своему дому, сметы (например, смету капремонта — на какие работы сколько денег пойдет), протоколы собраний собственников жилья и т. п. Это революционный момент. Теоретически такие документы управляющие организации и сейчас обязаны показывать жильцам по их запросам — но попробуй на практике этого добейся, не убив огромное количество сил и времени!
3. Через личный кабинет можно будет получить информацию о тарифах, по которым вы платите, и проверить начисления. В случае сомнений — сразу же написать обращение в жилищную инспекцию. Тут же, через личный кабинет, онлайн. А также посмотреть результаты всех проверок, которые уже проводились в вашем доме.
Обещают, что даже собрания жильцов в перспективе можно будет проводить через ГИС ЖКХ — организовывать через систему электронное голосование. Это в помощь тем гражданам, которые сейчас жалуются, что не могут принимать участие в жизни дома, поскольку допоздна работают.
Система интегрирована с порталом госуслуг, войти туда (dom.gosuslugi.ru) можно с тем же логином и паролем.